Руководство по High End аудио Общая перспектива
Термин перспектива описывает кажущуюся дистанцию между слушателем и музыкальными образами. Глубина перспективы является функцией записи (определяется дистанцией между исполнителем и микрофоном). Аудио компоненты также влияют на глубину перспективы: одни выдвигают звуковую картинку на слушателя, другие отдаляют ее звучание, характеризуя, как отстраненное (laid-back). Аудио компоненты первого типа рисуют музыкальные образы перед громкоговорителями, второй тип компонентов отодвигает их на задний план. Другими словами, в первом случае кажется, что музыканты сделали несколько шагов вперед по направлению к слушателю, а во втором — отступили на несколько шагов назад. Некоторые аудио компоненты „усаживают" слушателя прямо перед сценой, скажем, в четвертом ряду, другие — „отодвигают" ваше кресло в девятнадцатый ряд.
Есть несколько других терминов для описания перспективы. Сухой (dry), в основном, означает потери в передаче реверберации и пространства, он подходит для характеристики неглубокой перспективы. Употребляются также термины непосредственный (immediate), резкий (incisive), живой (vivid), агрессивный (aggressive) и присутствующий (present). С глубиной перспективы связаны термины сочный (lush), раскованный (easygoing) и мягкий (gentle).
Акустические системы с неглубокой перспективой передают музыкальные образы более осязаемо, дают почувствовать присутствие музыкантов перед вами, но через некоторое время их звучание покажется однообразным. И наоборот, при слишком отстраненном воспроизведении музыка перестает увлекать, теряет непосредственность.
Если прослушиваемый компонент искажает перспективу, я лучше предпочту погрешность увеличения глубины музыкальной сцены. Если звучание компонента слишком близкое, непосредственное, я чувствую, как музыка обрушивается на меня, атакует мои уши, вызывая ощущение замкнутости музыкального пространства. При идеальном воспроизведении среднечастотного диапазона возникает чувство осязаемого присутствия музыкантов прямо перед вами, но без агрессии в звучании.
Глубокая перспектива притягивает слушателя, мягко вовлекая в музыку, раскрывает пространство, позволяет исследовать мельчайшие детали. Это напоминает различие в манере вести разговор: один собеседник говорит громко и агрессивно, прямо вам в лицо, другой — немногословен, находится на некоторой дистанции, разговаривает тихо и спокойно.
На глубину перспективы часто влияет неравномерность среднечастотного диапазона (пики или провалы амплитудно-частотной характеристики). Полоса частот от 1 кГц до 3 кГц называется областью эффекта присутствия. Именно эта часть диапазона звуковых частот передает ощущение непосредственного общения с музыкой, присутствия слушателя в концертном зале. Качество воспроизведения вокала во многом определяется способностью аудио компонента формировать перспективу, поскольку гармоники голоса лежат в области эффекта присутствия.
Неопытный слушатель не всегда может определить характер перспективы воспроизведения, испытывая неудобство, если музыкальные образы воспринимаются слишком близко. Это часто выражается в стремлении уменьшить громкость. Отстраненный характер воспроизведения не вызывает таких сильных эмоций, но может оставить слушателя равнодушным к музыке.
Заметьте, что термины, используемые для описания общей перспективы, применимы и к другим аспектам музыкального воспроизведения (в частности, к описанию характеристик области высоких частот). Если мы называем высокие частоты выступающими вперед (forward), то имеем в виду, что они воспринимаются слушателем ближе, чем остальные компоненты музыки.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2014. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800