Руководство по High End аудио › Общая перспектива | |||||||||
Термин перспектива описывает кажущуюся дистанцию между слушателем и музыкальными образами. Глубина перспективы является функцией записи (определяется дистанцией между исполнителем и микрофоном). Аудио компоненты также влияют на глубину перспективы: одни выдвигают звуковую картинку на слушателя, другие отдаляют ее звучание, характеризуя, как отстраненное (laid-back). Аудио компоненты первого типа рисуют музыкальные образы перед громкоговорителями, второй тип компонентов отодвигает их на задний план. Другими словами, в первом случае кажется, что музыканты сделали несколько шагов вперед по направлению к слушателю, а во втором — отступили на несколько шагов назад. Некоторые аудио компоненты „усаживают" слушателя прямо перед сценой, скажем, в четвертом ряду, другие — „отодвигают" ваше кресло в девятнадцатый ряд. |
|||||||||
Глубокая перспектива притягивает слушателя, мягко вовлекая в музыку, раскрывает пространство, позволяет исследовать мельчайшие детали. Это напоминает различие в манере вести разговор: один собеседник говорит громко и агрессивно, прямо вам в лицо, другой — немногословен, находится на некоторой дистанции, разговаривает тихо и спокойно. |
|||||||||
На глубину перспективы часто влияет неравномерность среднечастотного диапазона (пики или провалы амплитудно-частотной характеристики). Полоса частот от 1 кГц до 3 кГц называется областью эффекта присутствия. Именно эта часть диапазона звуковых частот передает ощущение непосредственного общения с музыкой, присутствия слушателя в концертном зале. Качество воспроизведения вокала во многом определяется способностью аудио компонента формировать перспективу, поскольку гармоники голоса лежат в области эффекта присутствия. |
|||||||||
Неопытный слушатель не всегда может определить характер перспективы воспроизведения, испытывая неудобство, если музыкальные образы воспринимаются слишком близко. Это часто выражается в стремлении уменьшить громкость. Отстраненный характер воспроизведения не вызывает таких сильных эмоций, но может оставить слушателя равнодушным к музыке. |
|||||||||
Заметьте, что термины, используемые для описания общей перспективы, применимы и к другим аспектам музыкального воспроизведения (в частности, к описанию характеристик области высоких частот). Если мы называем высокие частоты выступающими вперед (forward), то имеем в виду, что они воспринимаются слушателем ближе, чем остальные компоненты музыки. |
|||||||||
|